Финансовое сообщество России
Первый прообраз финансового сообщества в России появился еще в XII веке. Одно из старейших торговых сообществ образовано в вольном Новгороде. Город того времени фактически являлся отдельной демократической республикой – во главе города стоял князь, однако его власть была ограничена советом бояр и новгородским вече. Отдельные направления деятельности города и вовсе отдавались в управление «специалистам». В частности торговая деятельность – была отдана на откуп торговому сообществу.
Сообщество представляло собой объединение купцов – купеческое братство. Оно было образовано при церкви Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде и получило название «Ивановское сто». Устав общества был дан Новгородским князем Всеволодом Мстиславичем в 1135 году.
Торговое объединение было образовано купцами, торговавшими воском с приграничными городами, в последствие к сообществу присоединялись и купцы, торговавшие другими товарами. Целью сообщества стала защита интересов торгового сообщества перед властью. Значение торговли для города было столь велико, что князь Всеволод Мстиславич наделил купеческое сообщество особыми привилегиями. В частности члены «Ивановского ста» были освобождено от княжеской и церковной опеки – купцы теперь сами устанавливали правила торговли, контролировали торговые меры (длина, вес и т.д.), сами вели судебные дела, касающиеся торговых споров, самостоятельно вели торговлю с иностранными купцами.
Для вступления в сообщество необходимо было внести взносы в казну товарищества, а также пожертвовать средства церкви. Во главе «Ивановского ста» стояли пять старост, которые выбирались пятью округами города. Старосты решали все спорные вопросы, возникавшие в процессе торговли. Новгородское купеческое сообщество оказывало огромное влияние на жизнь Новгородского княжества и на его развитие, поскольку торговля в тот период была одним из основных инструментов экономического развития.
Объединение русских земель вокруг Московского княжества в XIV-XVI веках привело к централизации власти в государстве. Изменения коснулись и Новгорода, который утратил свои свободы. В результате новгородское купеческое сообщество постепенно утратило свое влияние.
Образований, которые по влиянию можно было бы сравнить с новгородским купеческим сообществом, в Древней Руси не было. Однако купцы и в других российских городах объединялись в сообщества. Объединения, как правило, были основаны на профессиональной специализации купцов. В частности в Москве в XIV-XVII веках существовали гильдии купцов, торговавших сукном, а также купцов, занимавшихся торговлей с иностранными городами. Общества образовывались при церквях, которые служили местом собраний купцов, а зачастую использовались как складские помещения. На собраниях купцы выбирали старост, решали торговые вопросы, договаривались о совместных действиях. Представители сообществ отстаивали интересы своих членов, добивались торговых льгот. Однако влияния на власть, на торговые правила, подобные сообщества оказывать не могли. В то же время, в древних документах встречается огромное количество упоминаний гостей (купцов, торговавших с иностранными городами) и купцов-суконщиков, что свидетельствует о выделении торговых людей в отдельную социальную группу городского населения, которое имело отдельные привилегии и льготы. Из чего можно сделать вывод, торговые сообщества имели большое значение в жизнедеятельности города.
Второй этап развития торговых или торговых сообществ начался уже в XVIII веке. Его ключевое отличие заключалось в принципах создания сообществ. Если в городах Древней Руси купцы самостоятельно объединялись в сообщество, для защиты своих интересов, то в XVIII веке сообщества фактически создавались приказом «сверху».
Петр I на западный манер ввел гильдейное деление, то есть разделил общество по профессиональным навыкам. В итоге купцы, торговцы, ювелиры были распределены в отдельную гильдию, образовав тем самым своеобразное профессиональное сообщество. Членский взнос в гильдию составлял определенный процент от заявленного капитала. Члены гильдии, имели ряд льгот и прав. В частности, именно принадлежность к гильдии определяла род деятельности купца – вести заграничную торговлю, или владеть фабрикой или другим производством. Таким образом, гильдии являлись своеобразными саморегулируемыми организациями, членство в которых предоставляло право заниматься определенным родом деятельности. С развитием в России банковского дела в XIX веке в гильдии стали включать банкиров и финансистов. В городах купечество и финансисты объединялись в отдельные сообщества, выбирали старост, которые занимались сбором налогов и взносов, а также выдавали сословные и промысловые свидетельства.
После реформ 1861 года влияние капитала на экономическую и общественную жизнь стало стремительно расти. Появление свободной рабочей силы способствовало развитию промышленности, что в свою очередь, стимулировало развитие финансовых рынков. В России появились биржи, стали появляться частные банки, учреждались акционерные общества.
В итоге уже в 60-е годы XIX века в России были предприняты первые попытки консолидировать появившееся новое финансовое сообщество – в 1865 году проходит первый Купеческий съезд. В 1867 году было создано первое российское объединение предпринимателей – Общество для содействия русской промышленности и торговле (ОДСРПиТ). Общество отстаивало интересы промышленников и пыталось донести инициативы сообщества до властей. Кроме того, ОДСРПиТ выступало организатором международных выставок. По инициативе Общества в 1870 году состоялся I Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков.
Таким образом, промышленники и финансисты снова набрали большой вес в экономической и политической жизни государства. Представители сообщества активно участвовали в органах городского самоуправления. Реформа 1870 года закрепила за городами право самостоятельно управлять хозяйством, а руководство города граждане могли выбирать самостоятельно. В итоге именно представители финансовых и купеческих сообществ стали играли ключевую роль в градооуправлении.
В 1882 году ОДСРПиТ организовала II Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков. В 1896 в организации III съезда принимает участие не только Общество предпринимателей, но и министерство финансов, что свидетельствует о высокой государственной значимости мероприятия.
Между тем, влияние ОДСРПиТ так же возрастало. Промышленники и финансисты начали более активно использовать ОДСРПиТ как инструмент расширения своих возможностей. В частности, именно через общество финансисты пытались организовать банковскую деятельность в Сербии, наладить торговые связи с Ираном, Румынией, Болгарией, исключив посредников и т.д. Не все попытки ОДСРПиТ развить российское предпринимательство были успешны, однако работа ОДСРПиТ свидетельствовала о стремлении финансистов действовать совместно, развить общую стратегию экономического развития.
ОДСРПиТ была не единственной организацией промышленников и финансистов. К началу ХХ века в России насчитывалось более 150 предпринимательских организаций. На тот период существовали:
- купеческие управы;
- комитеты торговли и мануфактур;
- биржевые общества и возглавлявшие их биржевые комитеты;
- отраслевые и территориальные объединения — съезды и совещательные конторы промышленников и торговцев;
- общества заводчиков и фабрикантов.
Далеко не все они были эффективны, некоторые и вовсе существовали лишь формальными, однако тенденция к объединению капиталистов была на лицо.
Так, купеческие управы в XX веке уже изжили себя – они уже не соответствовали требованиям новых торгово-промышленных отношений, стремительно развивавшихся в России. Торговые комитеты и комитеты мануфактур также были малоэффективны в плане продвижения интересов сообщества предпринимателей. Главами комитетов становились не предприниматели, а назначенцы министерства финансов. Таким образом, комитеты были зависимы от правительства и фактически сами были государственными органами, что подрывало доверие к комитетам со стороны капиталистов.
Наиболее распространенной формой объединения финансистов в начале XX века являлись биржевые общества и биржевые комитеты. К 1906 году в России было от 55 до 85 бирж. Формально к сфере деятельности биржевых комитетов относилось развитие биржевой торговли, однако ввиду отсутствия эффективных институтов защиты торгово-промышленных интересов, биржевые комитеты фактически выполняли и роль комитетов торговли и мануфактур, разрабатывая стратегии развития и защищая интересы предпринимателей и финансистов. Наиболее крупным и действенным комитетом являлся Московский биржевой комитет (МБК).
Основной функцией Комитета было представительство интересов буржуазии и промышленников в органах государственной власти. Комитет не только писал отзывы о законопроектах, но пытался внести в них поправки, проводил статистический анализ, ссылался на примеры в зарубежном законодательстве. Представитель МБК являлся членом Совета Государственного банка, представители Комитета защищали интересы сообщества во всеобщем присутствии Московской Казенной Палаты, Московском столичном раскладочном присутствии, Особом по промысловому налогу присутствии. Таким образом, работа МБК в направлении органов власти была весьма активной, и приносила свои результаты.
Еще одним направлением деятельности Московского биржевого комитета были съезды и совещания. При этом на съездах помимо буржуазии – нового элемента финансового сообщества России, присутствовали и высокопоставленные представители министерств и ведомств, в том числе и сами министры.
Несмотря на свой вес в финансово-промышленном сообществе, Московский комитет не стал единым органом представительства интересов буржуазии. Финансисты и промышленники, работающие в разных отраслях, имели разные взгляды на экономическо-политическую ситуацию в стране, что привело к расколу сообщества. В начале XX века промышленники и финансисты России стали активно заниматься политической деятельностью, было образовано множество партий, которые баллотировались в Думу. Однако отсутствие единство и отсутствие поддержки избирателей не позволило буржуазии получить представительство в законодательных органах власти в России.
Октябрьская революция 1917 года нанесла серьезный удар по финансовому сообществу России. Сразу после революции были национализированы крупные и средние и отчасти мелкие промышленные предприятия. Транспорт торговля, банковские учреждения – стали государственными. Одновременно были упразднены товарные и фондовые биржи. Отрицание частной собственности, ликвидация частных финансовых институтов, консолидация всех финансовых инструментов в руках государства, привели к заморозке финансовой деятельности в России.
Однако уже в начале 20-х годов XX века перед властями стала задача подъема экономики, и власти снизили барьеры запретов на движение капитала в стране. В результате в 1921 году законодательством было разрешено создание простых товариществ, в 1922 году были разрешены акционерные общества, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью. В промышленности и торговле возник частный сектор – были денационализированы некоторые государственные предприятия, некоторые фабрики сдавались в аренду. В финансовом секторе активно развивались общества взаимного кредита. Новая экономическая политика (НЭП) способствовала появлению нового финансового сообщества – нэпманов.
Деятельность нэпманов привела к развитию торгово-финансовых отношений в стране, что стало одним из факторов экономического роста государства. Однако идеалы новых финансистов не соответствовали государственной политике – ключевая цель нэпманов была личное обогащение, что противоречило государственной идеологии. В результате предприниматели оказались в изоляции – их не любило не только государство, но и рабочие, крестьяне, интеллигенция. В частности, торговцы были лишены избирательного права.
В этих условиях консолидация финансового сообщества была неизбежна, что привело к появлению различных организаций предпринимателей. Финансисты организовывали Рыночные комитеты, Общества Взаимного Кредита, секции Частной Промышленности и Торговли и т.д. Особенностью этих организаций была независимость от государственных структур, что для того периода было огромным достижением. Организации предпринимателей отстаивали интересы сообщества перед властями – представители организаций пытались попасть в государственные органы управления торговлей, через органы власти добивались условия для развития кредитной деятельности.
Осознавая отчужденность от всего общества, нэпманы старались оказывать друг другу поддержку, зачастую они выдавали беспроцентные ссуды или кредиты. При этом в торговой среде была очень жесткая конкуренция. Сочетание этих двух факторов – высокий уровень конкуренции и в то же время взаимоподдержка, были отличительной чертой финансового сообщества 20-х годов XX века. В отношениях с государством предприниматели зачастую выступали единым фронтом, стараясь получить необходимые товары или добиться права на аренду предприятий. Иногда это давало положительный результат.
Однако всплеск активности финансового сообщества в стране был непродолжительным – уже с середины 20-х годов XX века началось постепенное свертывание политики НЭПа. Государство вытеснило частный капитал из промышленности, была создана жесткая централизованная система управления экономикой – хозяйственные наркоматы. С 1928 года правительство взяло курс на индустриализацию и коллективизацию, объявив о начале первой пятилетки. Официально НЭП прекратил свое существование в 1931 году, после постановления о ликвидации спекуляции со стороны частных торговцев. Однако к тому времени Новая экономическая политика была практически свернута.
Государство вновь взяло все финансы в стране под свой контроль. При этом в стране была построена новая финансовая система. Власти не смогли привлечь инвестиции для развития страны, поэтому фактически государство перешло на безналичный расчет, оставив наличные деньги только для расчета с рабочей силой. Все индустриальные проекты по факту реализовывались на безналичной основе. Подобный подход позволил молодому государству совершить мощнейший индустриальный рывок, но в то же время новая финансовая система исключала развитие финансовых отношений. Капитал, в новой финансовой системе СССР, основанной на государственном стимулировании развития промышленности и безналичных расчетах, утратил свою значимость.
Активная финансовая деятельность в государстве возобновилась только в 80-х годах прошлого столетия. Экономические реформы в СССР, заключавшиеся на перевод предприятий на самообеспечение и самофинансирование, привели к образованию кооперативов, была снова разрешена аренда производственных помещений. Новые формы экономической деятельности практически сразу доказали свою эффективность. Одновременно стал активно развиваться банковский сектор, который также начал выходить из-под государственного контроля. Фактически период конца 80-х – начала 90-х годов XX века стал периодом накопления начального финансового капитала в России.
Возвращение к рыночным принципам экономики привело к появлению в стране частного капитала, что, в свою очередь, способствовало становлению нового финансового сообщества России. Практически сразу в стране начали появляться общественные организации финансистов, которые стремились защитить интересы сообщества.
Характерной чертой новых общественных финансовых институтов стала отраслевая принадлежность. Так, появились банковские сообщества, сообщества финансовых аналитиков, биржевых игроков и т.д. Многие объединения носили региональный характер. Как следствие, современные общественные финансовые организации преследуют различные цели. Некоторые организации занимаются научным исследованием финансовых процессов, другие решают вопросы сообщества на региональном уровне, третьи пытаются решить отраслевые проблемы.
С одной стороны это демонстрирует разноплановость финансового сообщества России, широкий круг интересов отечественных финансистов. С другой стороны, разнообразие финансовых объединений, которые зачастую дублируют друг друга, свидетельствует об отсутствии единой стратегии развития финансового сообщества России, а также об отсутствии необходимой коммуникации между членами сообщества.
Дефицит общей стратегии и общения подтверждает стремительный рост популярности форумов и саммитов, которые стали неотъемлемой частью современной финансовой жизни. Для выхода на новый уровень финансовому сообществу России необходима консолидация и единый представительский орган, который будет отстаивать интересы сообщества на государственном и общественном уровне. «Российский клуб финансовых директоров» видит свою миссию именно в объединении всего финансового сообщества страны. Клуб готов стать основой для нового этапа развития финансовой деятельности в России.